EduScrum – детские проекты в команде

Как научить детей работать в команде и вместе разрабатывать проекты любой сложности.

Зачем учить детей делать проекты в команде?

Каждый педагог мечтает, чтобы после его занятий дети выходили вдохновлёнными и наполненными, а новые знания обязательно помогли ребёнку в будущем. Но у каждого свои представления о том, что именно это должны быть за знания.


Я смотрю на факты: сегодняшние дети через несколько лет закончат школу, университет и столкнутся с вопросом выбора профессии. А для большинства профессий требуются умение договариваться с клиентами и коллегами, готовность создавать вместе что‑то новое и интересное. Иными словами, нужны навыки командной работы.


Так как мы учим детей тому, что понадобится им в будущем, технология EduScrum максимально приближена к методу управления проектами «в мире взрослых». Дети работают в команде, сами планируют задачи, распределяют их между собой, следят за временем и в итоге разрабатывают конечный продукт.

Как учить детей делать командные проекты по технологии EduScrum?

Шаг 1. Создаём команды и безопасную среду внутри них.



Недостаточно просто разделить детей на группы и сказать:«Теперь вы команда. Помогайте друг другу и работайте вместе». Очень много игр на знакомство, на доверие, на умение договариваться предшествуют этому. В играх дети получают опыт, как им нравится взаимодействовать вместе, а что категорически не подходит. Этот опыт обязательно фиксируется в виде итоговых правил совместной работы. Мы оформляем их на листе А3 – ярко, красочно. Каждый член команды подписывается под этими правилами.

Шаг 2. Планирование.

Лучше запланировать такой проект, чтобы он длился не одно занятие. Детям нужно понять, как работать в команде, войти во вкус. Чтобы на каждом занятии дети сами понимали, что им нужно сделать, а главное – затем им нужно объяснить, что будет происходить на протяжении всего времени работы над проектом. Для этого и нужен этап планирования.


В проекте выделяются основные блоки работы, они разбиваются на понятные задачи, в каждой задаче прописываются критерии. Например, для блока «Презентация проекта» задачами для команды будут:

1. Распределить, кто какую часть презентует.

2. Подготовить текст презентации.

3. Отрепетировать презентацию.

4. Защитить проект на последнем занятии.


Критерии в таком случае: «Каждый член команды смог выступить» и «В процессе презентации команда рассказала про …».


Таких блоков работ при создании проекта может быть 3–7, и каждый нужно так подробно проработать, чтобы ничего не забыть и не упустить. Блоки, задачи и критерии фиксируются на стикерах на специальной Scrum-доске.

Шаг 3. Работа над задачами.

Когда дети уже знают, что им необходимо сделать, они сами распределяют работу в команде и темп выполнения работы.


Детям нравится переклеивать стикеры с текущими задачами сначала в блок «В работе», а потом и в «Готово».


Однако, важно следить, действительно ли дети выполнили задачу качественно, а также следить, чтобы никто не выпадал из общего процесса.

Шаг 4. Презентация проекта.

Нельзя сделать классную работу и убрать её «в стол».


Детям важно представить свой итоговый проект. Во‑первых, это ставит логическую точку в работе.

Кроме того, дети учатся представлять результат своего труда, каждый получает свою минуту славы и понимает, работа была сделана не зря.

Шаг 5. Подведение итогов.

Поскольку EduScrum – это не только про управление «взрослыми» проектами во «взрослой» жизни, но и про обучение наших детей, важно отрефлексировать проделанную работу.


Каждому участнику важно понимать свой вклад в работу; то, как он вырос, работая над проектом; что было некомфортно ему и другим.


Дополнительно на этом шаге мы обсуждаем, как проходило взаимодействие. Это настройка команды на работу друг с другом для того, чтобы с каждым новым проектом ещё лучше взаимодействовать, фокусируясь на цели работы, а не проблемах в общении.

Made on
Tilda