Современные проблемы требуют современных решений: экология в TikTok и других соцсетях
Алиса Тарутина — педагог станции юных натуралистов. В этом году она стала победителем Всероссийского конкурса мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в номинации «Профессиональный дебют».
Молодому специалисту всего 26 лет, но она уже успела испробовать себя в разных ипостасях, и притом небезуспешно. Примечательно, что девушка никогда не думала, что свяжет свою жизнь с экологией. Больше всего её привлекали иностранные языки. Она преподавала в вузе, работала в сфере СМИ. А на станцию юннатов (далее — станция) Алиса попала два года назад. И так как ей очень нравилась коммуникационная деятельность, девушка решила объединить хобби с новой работой.
Всего под руководством девушки трудятся, развлекаются и развиваются 60 ребят, они распределены на четыре группы.
Впервые придя на станцию, дети чётко настроены — хочу фотографировать. По словам педагога, это закономерно. Ведь юные натуралисты хотят как можно быстрее получить и показать родителям и друзьям результат своего творчества. Тут фотография подходит как нельзя кстати. Но стоит прикоснуться к видео, как пристрастия ребят меняются. Кто‑то открывает в себе способности к монтажу, ктото всерьёз увлекается съёмкой. В итоге каждый из четырёх блоков работы — текст, фото, видео, дизайн экологического контента — находит своего почитателя.
Но на медиаконтенте деятельность юннатов не заканчивается. На станции есть теплица. Здесь ребята могут не только изучать растения, но и ухаживать за животными. Черепашки, улитки, попугаи — в «живой уголок» тянет не только младших учеников, но и старшеклассников.
А для Алисы самое интересное — это воодушевление от проделанной работы, достижение долгожданного результата.
В процессе обучения подрастающие экологи регулярно создают и продвигают уникальные проекты. Например, ребята разработали дизайн программного обеспечения для сдачи макулатуры, которое внедрялось во все школы.
Для учащихся Алиса не только грамотный педагог, но и чуткий наставник. Как она сама подмечает, важно чувствовать тонкую грань между образованием и развлечением.
«Сердце отдаю детям» — первый конкурс профмастерства, в котором она участвовала. В прошлом декабре начался городской этап. Он проходил дистанционно. Нужно было составить программу и представить видеовизитку. Далее конкурсантов приглашают на очную часть. Там следует провести занятие для деток и публичное выступление для коллег.
На городском этапе Алиса заняла второе место и самовыдвиженцем отправилась «на регион». Программа регионального этапа была построена уже привычным образом. Сперва выполнение онлайн-задания с предоставлением отчёта о своей деятельности. Потом традиционное проведение занятия. В конце этапа был организован импровизационный конкурс, в завершение которого команды демонстрировали свои проекты.
Выиграв и в этот раз, девушка подала документы на участие во всероссийском этапе. Итак, Белгород представляли три человека из разных номинаций. Среди них была и Алиса. Заключительный этап проходил в Казани. После успешной организации занятия, импровизационного конкурса и тестирования Тарутиной предстояло дополнительное испытание.
— Когда объявляли победителей, в зале было полно людей, все сидели очень плотно. А я — в самой середине ряда. Конечно, в тайне каждый надеялся, что назовут именно его. Я даже подумала: «Как же я на каблуках через все эти коленки пройду?!», но тут же себя одёрнула — а то загадала наперёд. И пусть я реально оценивала весь пройденный путь, пусть осознавала существенную возможность победы, всё равно ужасно нервничала во время выхода на сцену. Глаза слезятся, руки дрожат. Но радость была огромная, — со смехом вспоминает педагог.
Сейчас экология занимает важное место не только в профессиональной деятельности Алисы. Дома она сортирует мусор и старательно приобщает к этому близких. Девушка придерживается концепции осознанного потребления: не брать лишних пакетов, не жечь неоправданно много электричества и прочие бытовые мелочи.
Кроме видеосъёмки и монтажа, в свободное время Тарутина с удовольствием играет в интеллектуальные игры. Так, она является членом белгородского клуба «Что? Где? Когда?». Помимо прочего, почти десять лет состоит в клубе исторической реконструкции «Дружина».
У Алисы глобальные планы на будущее. Прежде всего перед ней стоит цель создать в Белгороде большую образовательную площадку для педагогов дополнительного образования. «Антишкола для прокачки компетенций», как с улыбкой сказала о своём будущем проекте девушка.